Для слабовидящих
26.06.2020

Как уберечь ребенка от наркотиков

Как уберечь ребенка от наркотиков

Ежегодно с 1987 года 26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Несмотря на значительные достижения, как на государственном, так и на мировом уровне, проблема зависимости от наркотических веществ остается весьма актуальной и сегодня, особенно в среде подростков и молодежи. Многие родители сталкиваются с вопросами: Как узнать пробовал ли ребенок наркотики? Как поговорить с ребенком на эту тему? К кому обратиться за помощью? Но самый главный вопрос: Как предотвратить появление зависимости у ребенка?

Как и в отношении других заболеваний, проблема наркомании требует своевременных мер профилактики или медицинской помощи. Конечно, главную роль в борьбе с зависимостями от наркотиков играет профилактика, поскольку предупредить формирование заболевания гораздо проще, чем сталкиваться с его последствиями и работать над снижением их вреда для организма.

Когда речь идет о профилактике наркомании в подростковой или молодежной среде, то в первую очередь нужно уделять внимание семье ребенка, поскольку именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, взаимодействия с другими людьми, именно в семье формируется мировоззрение ребенка и его привычки. Но самое главное то, что именно в семье усваиваются традиции и образ жизни, формируется характер ребенка.

В отношении профилактики наркомании и других зависимостей важно понимать, что именно семейные традиции, отношение родителей к данной проблеме играет наиболее существенную роль. Ведь, когда родитель не считает проблему наркомании или алкогольной зависимости важной и значимой, он вряд ли сможет привести весомые аргументы в ответ на вопрос подростка «почему мне нельзя попробовать?» С другой стороны не менее опасна и слишком бдительная позиция родителя, когда начинаются избыточные и необоснованные подозрения в адрес ребенка, навязчивые разговоры о вреде психоактивных веществ, чтение «лекций» ребенку, а то и вовсе просветительские походы к специалистам (психологам или врачам), которые подчас для ребенка являются тягостными. В этом случае возможен обратный эффект несмотря на очень благие намерения родителей, поскольку возможно расширить осведомленность ребенка о различных веществах и вызвать повышенный интерес (а «запретный плод» всегда интересен), даже не подозревая об этом. Последний эффект не является виной родителей или специалистов, это закономерное следствие особенностей подросткового возраста, проявляющихся в оппозиционном поведении по отношении к взрослым. Это нормальная реакция подростка на различия между его восприятием себя (как взрослого) и восприятием его родителями (как еще маленького ребенка). Поэтому самым важным в семье должно быть развитие у ребенка традиции соблюдения здорового образа жизни, что само по себе уже приведет к отсутствию необходимости и негативному отношению к различным вредным привычкам (не только в отношении наркотических веществ).

Ребенок еще в детстве должен видеть множество здоровых возможностей и альтернатив для себя. Это может быть и спорт, и искусство, и наука и множество других хобби, увлечений, занятий. Главное для подростка – возможность попробовать себя в чем-то и понять: мое это или нет? А если нет, то пробовать что-то новое, интересное. Поэтому от тех возможностей и условий, которые создают взрослые, зависит и то, что конкретно будет пробовать ребенок! И если родители не имеют интересов и увлечений, не приобщают ребенка, например, к занятиям спортом, походами в кинотеатры или на концерты, то ребенок будет искать что-то «на стороне» самостоятельно, не имея при этом достаточного собственного опыта, чтобы оценить последствия увлечений в должной степени.

Еще одной важной стороной семейной профилактики является развитие у ребенка самостоятельности и уверенности в себе. Именно эти два качества начинают развиваться еще в дошкольном возрасте, но в будущем играют огромную роль, т.к. обеспечивают способность взрослого человека самостоятельно принимать решения, совершать собственный выбор и быть независимым от чужого мнения, а главное, не подчиняться давлению других людей. Именно эти качества важны в тот первый момент, когда случайный знакомый, или не самый благополучный сверстник вдруг предлагает подростку попробовать наркотик. Способность в этот момент сказать твердое «НЕТ!», не обращая внимание на соблазн, на боязнь стать изгоем в группе друзей, на все аргументы и обещания получить приятные ощущения без каких-либо последствий,– это самый трудный шаг для каждого подростка, поскольку то самое «НЕТ» должно звучать не только в адрес собеседника, но и по отношению к себе самому. Развивать эти качества у ребенка очень важно начиная с раннего возраста! При этом развить их достаточно просто: предлагайте ребенку самому выбрать себе одежду, даже если она вам не нравится, советуйтесь с ним в вопросах меню на ужин или досуга и развлечений, при планировании отпуска, выборе его профессии. Конечно, могут возникать разногласия, но в этом случае нужно стараться приходить к компромиссным решениям. И самое главное помнить: ошибки ребенка – не столько ошибки, сколько опыт!

Если же вы столкнулись с проблемой зависимости от наркотиков, то не затягивайте с решением этой проблемы! Обратитесь к специалистам. При этом психологическая помощь или лечение зависимостей требует участия не только ребенка и специалиста, оно всегда связано и с работой с семьей. Помните: все проблемы решаемы при своевременном обращении за квалифицированной помощью. Чем раньше вы проконсультируетесь с врачом, тем выше шансы предотвратить серьезные последствия зависимости не только в отношении здоровья ребенка, но и избежать негативных социальных и юридических последствий.

Если вы сомневаетесь в необходимости обращаться ли за помощью сейчас, то вы всегда можете позвонить на «Горячую линию» Челябинской областной наркологической больницы. Специалисты «Горячей линии» могут проконсультировать вас по различным вопросам, связанным с профилактикой и разными вариантами лечения зависимостей от психоактивных веществ.

Будьте здоровы!

 

 

Анастасия Новохацки,

старший медицинский психолог ГБУЗ ЧОКНБ,

старший преподаватель

кафедры клинической психологии

ФГАОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)